Ростов Великий

 

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ

Не следует путать с Ростовом на Дону !

Ростов Великий - один из древнейших русских городов- известен с 862 года. Основанный славянами на землях финно-угорского племени мери город в период образования раннефеодального древнерусского государства был одним из опорных пунктов славянской колонизации, феодализации и христианизации северо-восточных окраин Киевской Руси.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РОСТОВА ВЕЛИКОГО

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

История Ростова Великого уходит в глубь веков. Впервые в летописи Ростов упомянут за 862 годом, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем Меря. Недалеко находилась столица этого племени – Сарское городище. Древние остатки этого города 7-13 веков можно исследовать в настоящее время в красивой излучине реки Сара в десяти километрах от Ростова. Славяне приходят в эти земли в 9-11 веках. Первыми приходят новгородцы, затем кривичи и, вероятно, вятичи.
Недалеко от озера (к юго-востоку от того места, где сейчас располагается Ростовский кремль) они оборудуют свой стан, на месте которого в дальнейшем находилось представительство наместников киевского князя и двор ростовских князей. Расселение славян в этих землях протекает мирно. В течение нескольких веков происходит ассимиляция угро-финского племени. Сейчас об этом племени напоминают дошедшие до нашего времени географические названия: озеро Неро, реки Нерль, Которосль и другие.      
В 907 и 911 годах ростовские воины участвуют в походах под руководством князя Олега на Царьград (Константинополь, нынешний Стамбул) и в результате побед берут единовременную дань на себя и ежегодную на свой город, добиваются льготных условий в торговле и удобного проживания в византийской столице. 
Летом 991 года в Ростов прибывают Киевский Великий князь Владимир с митрополитом, четырьмя епископами и воеводою Добрыней и крестят местных жителей в водах озера Неро. Но крещение приняла меньшая часть жителей города, большинство продолжало оставаться язычниками. Первые епископы, греки Феодор и Илларион, даже вынуждены были покинуть город из-за враждебного отношения приверженцев старой веры. Следующий епископ Леонтий из-за постоянных нападений язычников уходит из центра города, селится в пригороде (в районе нынешнего Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря) и несёт Слово Божие детям. Сейчас на этом месте поставлен памятный деревянный крест. Святитель Леонтий, первый Святой Северо-Востока Руси, принял мученическую смерть от язычников во время восстания волхвов в 1071 году. В настоящее время его мощи покоятся под спудом в Успенском кафедральном соборе. 
В 988-1010 годах ростовским княжеством управлял Ярослав Мудрый, заложивший, для защиты Ростова и контроля торгового пути по Волге, город Ярославль. Следующим ростовским князем был князь-мученик Борис, причисленный вместе со своим братом Глебом к лику Святых после смерти от рук наёмных убийц, подосланных их братом Святополком Окаянным. В 11 веке в Ростове была построена удивительно красивая дубовая церковь. Сейчас на этом месте стоит Успенский собор. В 12 веке ростовским столом владел князь Юрий Долгорукий, по повелению которого на землях ростовского боярина
Кучки был заложен град Москва. Правда, свою резиденцию Юрий Долгорукий перенёс из Ростова в Суздаль. Его сын Андрей Боголюбский перенёс великокняжеский престол из Киева во Владимир. В Ростове он построил первый каменный Успенский собор. 
Первым удельным ростовским князем считается Константин Всеволодович, который вел борьбу за великокняжеский престол со своим младшим братом князем Юрием владимирским. В этой борьбе принимал активное участие знаменитый ростовский богатырь Алеша (Александр) Попович, деревянный замок которого находился недалеко от города на реке Где. Здесь же в 1218 году Алеша (Александр) Попович проводит съезд русских богатырей, которые осудили междоусобную борьбу русских князей. Богатырь погиб в битве на реке Калке в 1223 году, при вторжении монголо-татар в половецкие земли. В это время он находился на службе у киевского князя Мстислава. 
Зимой 1238 года полчища Батыя прошлись по Владимиро-Суздальскому и Ростовскому княжествам. Решающее сражение между объединённым войском этих княжеств и монголо - татарами произошло в марте на льду реки Сить. Русские войска были полностью разгромлены, а ростовский князь Василько был ранен и пленён. Монголы предлагают ростовскому князю командную должность в своём войске, но тот не желает служить захватчикам, и монголы его зверски убивают. Князь - герой похоронен в Успенском соборе города Ростова. А его жена, княгиня Мария, после гибели мужа успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу, управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария, единственная женщина-летописец на Руси, похоронена в Спасо-Преображенском соборе, основанного ею Спасского на Песках (Княгининого) монастыря. 
Несмотря на трудные времена татарского ига, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические и житийные книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей. Выходец монастыря Стефан Пермский является Святителем далёких народов Северного Урала. 
В начале 14 века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии рождается мальчик, наречённый именем Варфаломей. Трудно даётся обучение грамоте отроку Варфаломею, но старец, случайно встреченный им в поле под дубом во время поиска заблудившихся коней, предсказывает отроку будущую великую грамотность. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. В годы решающей борьбы с ордынским игом преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву и послал с ним двух монахов-богатырей: Андрея Ослябю и насельника Ростовского Борисоглебского монастыря Александра Пересвета, который сразился в единоборстве, перед началом битвы, с монгольским богатырём мурзой Челубеем. 
В 16 веке русский царь Иван Грозный часто посещает Ростов. Здесь, по его указам возводятся новые церкви. Над могилой Исидора Блаженного Твердислова, выходца из немецких земель, строится каменная церковь Вознесения Христова и, в благодарность преподобному Авраамию Ростовскому за успешный поход на Казань, Богоявленский Собор в самом древнем на северо-востоке Руси Богоявленском Авраамиевом монастыре. Мощи преподобного Авраамия в настоящее время покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. 
В начале 17 века, в годы «великой смуты», польско-литовские интервенты под командованием Сапеги грабят и жгут Ростов. Последним оплотом сопротивления явился Успенский Собор, богослужение внутри которого во время штурма, проводил митрополит Ростовский Филарет, отец будущего первого царя династии Романовых Михаила и сам будущий Патриарх Московский и Всея Руси. 
В 17 веке город обносится новыми укреплениями - земляными валами, а затем, митрополитом Ионой Сысоевичем, возводится жемчужина русской архитектуры ростовский кремль (Архиерейский Дом). Красивейшие ростовские звоны поражают местных жителей и гостей города. Приезжает сюда с целью постройки потешного флота Пётр I. Но ему не нравится озеро Неро, «грязная лужа», и свой флот он строит на Плещеевом озере. 
В 18 веке в Ростов Великий, в Яковлевский монастырь, основанный ещё в 14 веке, устремляются тысячи и тысячи паломников со всей России. Они идут приложиться к мощам Святого Димитрия Ростовского, у которых происходят многочисленные чудесные исцеления. Далёкая Темерницкая крепость на реке Дон, по просьбам местных жителей была переименована в крепость имени святителя Димитрия Ростовского, а рядом возникший город, получил название Ростов-на-Дону. Святитель Димитрий Ростовский – проповедник, публицист, просветитель, драматург, автор духовных песнопений – это единственный Святой 18-го века в России. В настоящее время мощи Святителя Димитрия Ростовского покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова Великого. 
В конце 18 века по Указу Екатерины Второй город получил новую регулярную симметричную планировку и стал перестраиваться. В этот же период Ростов Великий становится одним из главных торговых центров России. Городские торговые площади занимают огромные пространства, строятся здания предназначенные для торговли, а ежегодная торговая ярмарка по объёму оборота становится третьей в стране после Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской. 
В 19 веке идёт количественный рост предприятий. Ростовские предприниматели-капиталисты специализируются на переработке продукции местного сельского хозяйства: овощей, картофеля, цикория, льна, а так же на торговых операциях. Многие из них являются благодетелями и меценатами. Купец Титов в середине века сохраняет ростовский кремль от разрушения. На этом месте планировалось создать торговый комплекс из магазинов, лавок и складских помещений. Титов с соратниками начинает восстановление кремля и на его базе организуют музей церковных древностей. Современный музей – заповедник Ростовский кремль ведёт свою историю с тех лет и является одним из старейших музеев страны. Другой купец Кекин строит в городе водопровод и финансирует строительство мужской гимназии, здание которой и сейчас является украшением города. 
Обе революции 1917 года город пережил относительно бескровно и достаточно спокойно. Советская власть была провозглашена 18 декабря 1917 года. Местом провозглашения новой власти была гостиница ЛИОНЪ. Весь 20 век город жил в общем ритме страны. В годы Великой Отечественной войны около двадцати наших земляков получили звания Героев Советского Союза. В настоящее время Герой России космонавт Токарев избран главой Ростовского муниципального округа. 
В целом в 20 веке Ростов Великий оставался тихим провинциальным городом, застывшим в своём развитии. Значительный толчок развитию города дало строительство в 70-е годы современного предприятия Ростовского оптико-механического завода. На северо-восточной окраине города в 70-80-е года возводится большой микрорайон, получивший в народе название «Куба». 
В настоящее время визитной карточкой города является  Ростовский кремль с его многочисленными музейными экспозициями и знаменитыми на весь мир ростовскими звонами. 
В Ростове Великом находятся действующие православные монастыри: Спасо–Яковлевский Димитриев монастырь, Свято–Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, Рождественский и самый древний монастырь Северо-Востока Руси Богоявленский Авраамиев монастырь, который был основан преподобным Авраамием в 11 веке. Ещё один, Петровский монастырь, был основан в 14 веке татаро-монголом, в настоящее время православным Святым, Петром царевичем Ордынским. Он пока имеет статус приходской общины. Ещё один действующий Борисоглебский монастырь находится в 18 км. от Ростова. 
Здесь на рубеже 16 и 17 веков проживал преподобный Иринарх затворник, который благословил руководителей Второго ополчения Минина и Пожарского в поход на освобождение Москвы. 
Путешествуя по Ростову и его пригороду, Вы увидите многочисленные красивые старинные церкви. 
Сейчас Ростов испытывает трудности, свойственные небольшим провинциальным городам во всей стране. Но в то же время пытается сохранить свой дух, своё обаяние, свой неповторимый облик на радость современникам и потомкам. Человек, посетивший город один раз, старается приехать сюда снова и снова. Притягательность Ростова – это неразгаданная загадка древнего русского города. 

Ростовский кремль (бывший Архиерейский дом)

В древнем Ростове Великом масса архитектурных достопримечательностей, но наибольшее их количество сосредоточено в музее-заповеднике «Ростовский кремль». Он же является главной достопримечательностью города. Ростовским кремлём были названы постройки Архиерейского дома, в котором размещалась резиденция митрополитов Ростовской епархии до 1788 года. Уже много лет в этих зданиях располагается экспозиция главного музея города.
Территорию Ростовского кремля обычно разделяют на три части: архиерейский двор, соборную площадь и Митрополичий сад. На территории Ростовского кремля расположено старейшее здание города. Это построенный в самом начале XVI века пятиглавый Успенский собор. Это величественное здание было построено на месте другого ещё более старого каменного храма. Собор украшен разнообразными декоративными элементами, которые придают ему особую выразительность.
Звонница Ростовского кремля
Все остальные здания, расположенные на территории кремля были построены гораздо позже. Основная часть их была сооружена во времена митрополита Ионы III (Сысоевича) во второй половине XVII века. Так, например, в 1682 году появилась многопролётная звонница, в нижней части которой расположилась небольшая церковь. Служба в этой церкви проводилась только в Вербное воскресенье. Лестница, ведущая на верхнюю площадку звонницы, расположена в её западной стене. Московскими мастерами Андреевыми для башни были отлиты два больших колокола: «Полиелейный» весом в 1000 пудов и «Лебедь» - 500 пудов. Позднее был отлит ещё больший колокол весом в 2000 пудов, который был назван в честь митрополита Ионы «Сысоем». Специально для этого колокола рядом со звонницей была сооружена пристройка. Всего на звоннице 15 колоколов.
Архитектурный комплекс Архиерейского дома
Имелись на территории Архиерейского двора и административные сооружения. Так, в середине XVII века было построено двухэтажное здание Судного приказа. Позднее рядом со зданием Судного приказа была построена надвратная церковь Воскресения с двумя крепостными башнями. Под ней располагались Святые ворота, служившие парадным въездом на территорию Архиерейского двора. Верхняя часть церкви практически лишена различных архитектурных изысков, что придёт ей грозный вид сторожевой башни. Зато нижняя, образующая арку Святых ворот, довольно богато украшена кирпичным узором, разноцветными изразцами и киотом.
Также при Ионе были возведены митрополичьи хоромы. Там не только жил митрополит, но и хранилась его богатая казна. В конце XVII века к двум существующим этажам корпуса пристроили третий, а в конце следующего века здание украсил классицистический декор. От древнего облика митрополичьих хором в настоящее время сохранились лишь узкие окна на первом этаже здания и орнаментный пояс.
Рядом расположены Государственные хоромы, также называемые Красной палатой. Особую красоту этому сооружению придаёт завершённое двумя шатрами крыльцо. Комплекс Государственных хором был отреставрирован в 60-х годах прошлого столетия. Поблизости от митрополичьих хором также располагается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа, возведённый в 1675 году. В нижнем этаже здания располагались хозяйственные службы, а в верхнем церковь, трапезная и Отдаточные палаты. Эта церковь была домашним храмом митрополита Ионы. Все архитектурные украшения также как и у надвратной церкви сосредоточены в нижней части храма и скопированы с декора Успенского собора. В кремле также имелось здание торжественной трапезной, называемое Белыми палатами.
Стены и башни Ростовского кремля начали возводиться лишь после того, как на её территории были построены многие сооружения. Они, как и подобает крепостным стенам, были снабжены бойницами, но в то же время башни имели довольно широкие оконные проёмы. Декор Башен также подкрепляет мнение, что как такового защитного значения башни и стены не имели, а бойницы в них – это лишь дань традициям.
В то же время на территории кремля возводились различные постройки хозяйственного назначения. Внутри крепости имелись не только различные склады, но и собственная пекарня и пивоварня. Эти здания были довольно простыми особенно на фоне резиденции митрополита и храмов.
Одним из последних и лучших сооружений периода правления митрополита Ионы является надвратная пятиглавая церковь Иоанна Богослова. Она выглядит более праздничной за счёт того, что в отличие от предыдущих подобных строений, здесь нашлось место богатому декору не только в нижней, но и в верхней части здания. За счёт вытянутой основной части храма и его барабанов церковь кажется ещё более высокой. Формирование архитектурного ансамбля Ростовского кремля завершилось с постройкой церкви Одигетрии в 1693 году.
Именно благодаря тому, что практически все сооружения на территории Ростовского кремля были сооружены в довольно короткий период и, скорее всего, одними и теми же мастерами, они великолепно сочетаются друг с другом. В центре кремлёвского двора был разбит сад и устроен пруд, завершавший композицию ансамбля, символизирующего небесный град Иерусалим. Таков был замысел митрополита Ионы III.
Музей-заповедник «Ростовский кремль»
Ещё в 1883 году на территории бывшего Архиерейского двора был устроен музей церковных древностей. Это был один из первых подобных музеев в России. Инициаторами его создания купцы и краеведы Ростова Великого. Они также получили поддержку со стороны ярославского губернатора Левшина и архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана. Образование музея стало событием общероссийского масштаба.
Формированию коллекции и развитию нового музея способствовали священнослужители и чиновники соседних регионов. Поддержку ему также оказывала императорская семья, ни раз посещавшая его. Экспозиция музея разместилась в Белой, Ионической и Отдаточной палатах, а также в Княжьих теремах.
После революции музей церковных древностей был переименован в Государственный музей древностей. В 30-х годах он преобразуется в краеведческий музей, в 1959 филиалом Ярославо-Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника, а ещё через 10 лет музеем-заповедником.
В настоящее время музей-заповедник «Ростовский кремль» является одним из старейших подобных учреждений в России. Он хорошо известен не только в России, но и за её пределами. Для осмотра предлагаются не только старинные храмы и другие сооружения Архиерейского дома, но и различные произведения искусства: живопись, графика, скульптура, оружие. В музее-заповеднике также представлены древние архивы, рассказывающие об истории ростовского края, и изделия местных мастеров. Музей-заповедник включён в состав объектов культурного наследия России. У него также имеется два филиала: церковь Иоанна Богослова на реке Ишне и архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря.

Спасо-Яковлевский монастырь

Самый древний храм обители освящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы (престольный праздник 22 декабря). Таким образом, самыми первыми покровителями монастыря стали родители Пресвятой Богородицы – святые и праведные Иоаким и Анна. Они являются покровителями супружества и чадородия. Им молятся о помощи при всевозможных семейных трудностях, а также о даровании детей.
Два других небесных покровителя монастыря – святители Иаков (память 10 декабря) и Дмитрий (память 4 октября и 10 ноября) Ростовские при жизни были известны своим милостивым отношением к людям. Им принято молиться о даровании помощи в тяжелых жизненных обстоятельствах. При этом свт. Дмитрий также является святым покровителем учащих и учащихся, поэтому ему молятся о даровании разумения и помощи в учебе.
В монастыре у мощей свт. Дмитрия находится его келейная икона – Ватопедский образ Богородицы. Ее другое название «Отрада, или Утешение» (память 3 февраля). Как благословление на подвиг написания Житий святых была дана она Святителю. Эта икона является свидетельницей его пастырских и молитвенных трудов. Перед ней свт. Дмитрий был найден почившим в молитве на коленях. Почитание иконы началось сразу после кончины свт. Дмитрия. И сейчас братия монастыря свидетельствует случаи помощи Пресвятой богородицы после молитв у этой чудотворной иконы. Молятся перед этой иконой в различных нуждах, и каждый по вере своей получает помощь и исцеление.
В монастыре также почивают мощи первого ростовского святого – преподобного Авраамия, которому молятся об отгнании от человека злых духов и помощи на пути к вере.
История монастыря.
История Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря насчитывает более шести столетий. Его основателем является святитель Иаков, современник преподобного Сергия Радонежского. Будучи известным подвижником своего времени, свт. Иаков по воле местных князей был в 1386 году поставлен на Ростовскую кафедру. Недолго ему пришлось управлять епархией. В 1389 году он имел смелость заступиться за женщину, осужденную светской властью на смерть. Князь и жители, недовольные таким поступком, изгнали Святителя из города. Тогда он вышел к озеру, встал на епископскую мантию и поплыл на ней как на плоту. На отдаленной окраине Ростова мантия сама пристала к берегу. Это место и избрал свт. Иаков для своих подвигов. Он построил небольшой деревянный храм в честь Зачатия праведной Анной, почему и монастырь изначально назывался Зачатьевским. Причисленный к лику святых на церковном соборе 1569 года, свт. Иаков является одним из наиболее почитаемых ростовских святых.
Место, избранное свт. Иаковом для своей обители, было задолго до того прославлено молитвенным подвигом другого святителя – епископа Леонтия. Правивший Ростовской епархией в XI веке, он также был изгнан местным население из города и на западной окраине Ростова построил церковь Архангела Михаила. Здесь он учил детей, здесь им были положены основания для утверждения христианской веры и найден путь, которым святитель привел ко Христу многих ростовцев.
Яковлевский Зачатьевский монастырь долгое время не относился к числу известных и состоятельных обителей. Наоборот, он едва сводил концы с концами. В середине 50-х годов XVII века при митрополите Ростовском Ионе Сысоевиче становится приписным Архиерейскому дому. Тем самым митрополит Иона спас его от исчезновения. На месте старого деревянного он построил в 1686 – 1687 годах каменный Зачатьевский собор, который в это же время был и расписан.
Подлинный расцвет Яковлевской обители связан с именем святителя Дмитрия, управлявшего Ростовской митрополией с 1702 по 1709 год. Он был знаменитым проповедником и писателем своего времени. Обители его родной Украины соревновались, кто первым пригласит его для управления монастырем и проповеди Слова Божьего. Говорил Святитель живым, доступным языком и так увлекательно, что послушать его стекались толпы людей. Говорил он в основном на нравственные темы. И если проповеди современников свт. Дмитрия интересны только узкому кругу исследователей, то многие его собственные проповеди звучат и сегодня актуально и трогают сердца людей, заставляя задуматься над своей жизнью.
Главным подвигом Святителя Дмитрия считается составление Миней Четьих, или Житий святых – свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительского и исторического характера, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового богослужения. Над этой фундаментальной энциклопедией христианской святости, состоящей из 12 книг, свт. Дмитрий трудился на продолжении 25 лет. О благословении Божьем, почивающем на этом труде, свидетельствует тот факт, что святые сами являлись свт. Дмитрию и поправляли его.
Жизнь свт. Дмитрия Ростовского, принявшего монашеский постриг в 16 лет, являет собой ярчайший пример всецелого посвящения себя служению Богу и ближним. В личной жизни это был настоящий монах-подвижник, не имевший ни чего, кроме самого необходимого, и много времени уделявший главному монашескому деланию – молитве. Единственным сокровищем Святителя были книги. Из того, что ему жертвовали, он часть тратил на переписывание книг, а все остальное отдавал нуждающимся. Своим милостивым отношением к людям свт. Дмитрий снискал особую любовь у современников.
Вскоре по прибытии в Ростов, свт. Дмитрий словом и делом занялся просвещением населения и духовенства. По собственному почину он открыл училище – единственное на тот момент после Московской славяно-греко-латинской академии. Он продолжает писать и после каждой службы говорит поучения.
Еще при жизни свт. Дмитрий избрал местом своего погребения Яковлевский монастырь, очевидно, чувствуя духовное родство с погребенным здесь свт. Иаковом – милостивым заступником обидимых. Дарующие исцеление чудотворные мощи св. Дмитрия стали главной монастырской святыней. Со времени его канонизации в 1757 году этот монастырь стал знаменитейшим и знатнейшим в Ярославо-Ростовской епархии.
На разных этапах существования Спасо-Яковлевского монастыря менялся его статус: с середины XVII века он был приписан к Ростовскому архиерейскому дому, во второй половине XVIII века – поступил в ведомство Святейшего Синода, с последней четверти XIX века – служил резиденцией ярославских викарных епископов. Этот монастырь всегда имел и в наши дни продолжает сохранять особое качество, выделяющее его среди великого множества русских монастырей, – это святительская обитель.
Два ростовских владыки – святители Иаков и Дмитрий – духовные столпы и небесные покровители Яковлевского монастыря. Сам факт существования и наиболее важные повороты истории обители были определены их прижизненной волей и посмертным почитанием.
С начала XVIII века и поныне в монастыре храниться келейная икона свт. Дмитрия – Ватопедская чудотворная икона Богоматери.
Древнейшие сооружения монастыря – храм Зачатия праведной Анны хранит великолепные настенные росписи XVII века. Огромный и величественный Дмитриевский собор, возведенный на средства графа Н.П. Шереметьева в 1795 – 1801 годах, являет собой лучший образец провинциального классицизма. Церковь свт. Иакова Ростовского построена в 1836 году на пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской, в настоящее время является главным действующим храмом возрожденной обители.
Спасо-Яковлевский Дмитриев Монастырь был крупным духовным центром России, его неоднократно посещали члены царствующей фамилии и представители высшей церковной иерархии. В XIX – начале XX столетий на поклонение у мощей свт. Дмитрия Ростовского побывали все русские императоры и многие великие князья и княгини. Особо хочется отметить посещение свт. Филарета (Дроздова), св. Иоанна Кронштадского, св. прпмц. великой княгини Елизаветы Федоровны.
Одной из главных вех истории Спасо-Яковлевского монастыря стало празднование 200-летия преставления свт. Дмитрия 27 – 28 октября 1909 года. Оно явилось событием общероссийского значения и вместе с Ростовом отмечалось всей страной. Главные торжества развернулись в монастыре, хранящем святые мощи свт. Дмитрия. «Дмитриевы дни» собрали здесь цвет российского духовенства, представителей столичной знати, местного дворянства и купечества. Не менее важно, что в Ростов тогда прибыли сотни и сотни простых людей, хранивших в сердце к великому угоднику Божию.
В 1991 году Спасо-Яковлевский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова Великого. В настоящее время священноархимандритом монастыря является Высокопреосвещеннейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский. Наместником – игумен Серафим. В настоящее время монастырь действующий – мужской.


Текст: А. Виденеевой и М. Рубцовой.
Авраамиево-Богоявленский монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь — один из древнейших на территории современного Ростова Великого. Монастырь стоит на берегу озера Неро и очень живописно смотрится с воды. Он был основан в конце XI или начале XII века знаменитым святителем, Преподобным Авраамием Ростовским, поселившимся здесь, на берегу озера, рядом с языческим капищем, где стоял идол бога Велеса.
По преданию, Авраамий, желавший сокрушить этого идола, после бывшего ему видения пошел в Царьград, но не успел отойти немного от Ростова, как у переправы через реку Ишню встретил Иоанна Богослова, который вручил ему чудесный посох. Этим посохом и был сокрушен идол, а на Ишне Авраамий выстроил церковь Иоанна Богослова.
На месте древнего языческого капища, где был разрушен Велес, Авраамий основал храм Богоявления. К преподобному стали стекаться верующие, желавшие остаться здесь под его руководством; так появилась на берегу озера Неро мужская обитель.
До XVI века монастырь был деревянным.
Богоявленский собор получился поистине грандиозным. Высокое четырехстолпное здание, увенчанное пятиглавием, поставлено на высокий подклет и с юга расширено галереей, по типу ярославских храмов. Также манера зодчих Ярославля проявилась и в том, что в юго-западном углу галереи поставлена колокольня, а восточная часть галереи заканчивается приделом. Всего в храме три придела, они посвящены Авраамию Ростовскому, Иоанну Богослову и Иоанну Предтече.
Летопись указывает, что, отправляясь в поход на Казань, царь взял с собой святыню - посох Иоанна Богослова, хранившийся вместе с мощами Авраамия. Есть предположение, не подтвержденное документально, что для строительства собора Иван Грозный присылал из Москвы своего мастера Андрея МалОго.
В настоящее время при монастыре работает керамическая мастерская, оборудована трапезная. Открыта швейная мастерская по пошиву церковных облачений и многое другое. Но еще немало предстоит сделать, для благоустройства монастырской жизни.


Адрес: Ростов, ул. Желябовская, д. 32.
Рождественский (Девичий) монастырь

Рождественский (Девичий) монастырь был основан в XIV веке (некоторые источники указывают точную дату − 1391 год) и был расположен в пределах оборонительного городского вала. Основателем монастыря был ростовский архиепископ Феодор, племянник Сергия Радонежского. В книге С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» указана главная святыня обители − дар ее основателя: «Здесь находится богато украшенная жемчугом и драгоценными камнями чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию — благословение святителя Федора созданной им обители, списанная им лично с подлинника. Ежегодно 1 августа святая икона переносится в Ярославль и остается там до 8 сентября».
Первоначально обитель была деревянной, поэтому самой старинной сохранившейся постройкой монастыря является собор Рождества Богородицы, построенный в конце XVII века при Ионе Сысоевиче. Есть предположение, что храм строили те же мастера, что работали и на строительстве Архиерейского двора. Возведение храма продолжалось до 1702 года, а летом 1715 года он был расписан. Два яруса росписей посвящены прославлению Пресвятой Богородицы. Храм – очень просторный, двухэтажный, с одной главой над основным объемом и одной небольшой главкой над приделом. Прежде при нем была шатровая колокольня, но она была разрушена.
В конце XVIII века в монастыре были построены каменные кельи и настоятельские покои. А спустя еще некоторое время, в 1810-х годах, обитель была обнесена каменной стеной с небольшими декоративными башенками. Последней кирпичной постройкой обители стала трапезная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери (1842-1846). Это здание сохранилось, но в сильно изуродованном виде − без глав.
От стен монастыря хорошо виден небольшой остров на озере Неро. Он носит название Рождественского и прежде был собственностью монастыря; на нем сестры выращивали траву для своего хозяйства.
В 1926 году монастырь был закрыт, в храме Рождества Богородицы разместили архив. В 1990-х годах монастырь возвратили церкви, началось его возрождение. Вместо снесенной колокольни сейчас посреди монастырского двора стоит скромная изящная деревянная башенка-колокольня, стилизованная под древнерусские башни. Постепенно восстанавливают и реставрируют все здания обители. Сейчас сложно узнать в небольшом, тесно стоящем комплексе зданий монастырь − над ним поднимается всего одна глава собора, нет ни колокольни, ни Святых ворот, ни куполов над трапезной церковью… Но есть надежда, что скоро все это будет, и монастырь заживет прежней полной жизнью.

Адрес: Ростов, Советская пл., 14
Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь был заложен на месте рождения Сергия и его родителей в нынешнем селе Варницы. Основал его 5 июля 1427 года архиепископ Ефрем Ростовский, приблизительно на том месте, где стоял дом родителей Сергия Радонежского. Конечно, монастырь был назван в честь Преподобного Сергия. 
    Семья богатого боярина Кирилла жила под Ростовом Великим, в старинной слободе, где сейчас и находится монастырь. Прожить всю жизнь в Варницкой слободе семье Преподобного Сергия не удалось − из-за постоянных татарских набегов, разорений и междоусобиц, а также из-за очень накладных, но обязательных поездок в Золотую Орду боярин Кирилл сильно обеднел. В эти годы в Ростовской земле усилилась власть Москвы. В «Житии Преподобного Сергия Радонежского» говорится об этом так: «Многие из ростовцев поневоле отдавали свое имущество москвичам, а сами получали взамен побои и оскорбления и уходили с пустыми руками…». Когда отроку Варфоломею было немногим более десяти лет, его семья, чтобы избежать окончательного разорения или даже гибели, вынуждена была перебраться в село Радонеж, ближе к Москве.
    Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь впервые упоминается в документах в 1482г. - в житии Преподобного Паисия Угличского. Перед Смутным временем монастырь еще был полностью деревянным, и древних строений не сохранилось. В 1685г. из построек в нем были Троицкий собор, Сергиевская церковь, кельи и ограда. Только в XVIII веке монастырь стал обстраиваться в камне. С 1726г. по 1731г. монастырь был женским. В 1771г. был освящен новый каменный Троицкий собор. В первой половине 19 века в монастыре были выстроены кирпичные трапезная церковь Введения, ограда с башнями и жилые постройки. Одной из главных святынь обители была икона преподобного Сергия. В книге С.В.Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» она описана так: «Писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба».
    Монастырь был закрыт в 1919г. В годы советской власти почти все его постройки были уничтожены или разорены. Вскоре после закрытия снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в сильно разрушенном состоянии.
    Возрождение обители началось с 1995г., когда она стала подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Новый Троицкий собор (по возможности сходный со снесенным) начал возводиться в 2000г. В 2001г. отреставрировали Введенский храм, окончены работы по восстановлению ограды с надвратной церковью, служебных и жилых зданий. Сейчас обитель практически полностью восстановлена, и сюда стекаются паломники со всей России, чтобы почтить память семьи одного из величайших русских святых.      

Храмы и постройки монастыря:
• Троицкий собор
• Введенская трапезная церковь
• Надвратная церковь Кирилла и Марии
• Келейные корпуса
• Ограда с башнями
Адрес: г.Ростов Великий, п. Варницы (п/о п. Ишня)
Церковь Иоанна Богослова на Ишне

    Уникальный памятник деревянного зодчества − церковь Иоанна Богослова на Ишне − был построен в 1687 (или 1689) году. Переправа через реку Ишню на дороге, ведущей из Ростова в Переславль-Залесский, издревле принадлежала Авраамиеву монастырю, который взимал плату за переезд. У переправы и был построен деревянный рубленый храм Иоанна Богослова, который неоднократно перестраивался.
    С возведением храма на Ишне связано одно из самых знаменитых и важных в истории Ростова преданий. Оно известно нам из жития Преподобного Авраамия Ростовского, основателя Богоявленского Авраамиева монастыря. Это было в те времена, когда в здешних местах было очень сильно язычество, и многие жители поклонялись каменному идолу бога Велеса. Святитель никак не мог даже подойти к идолу, обуреваемый дьявольскими наваждениями. Наконец по его молитве ему явился некий старец, который посоветовал Авраамию идти в Царьград (Константинополь) и помолиться там в храме Иоанна Богослова. Святитель очень расстроился оттого, что дорога предстоит долгая, и победить идолопоклонников в Ростове ему удастся нескоро. Но тем не менее он собрался и отправился в путь. Не успел он перейти реку Ишню, как встретил другого старца, который расспросил его о намерениях и вручил свой посох со словами: «Возьми мою трость и подойди к идолу Велеса, ниспровергни его этой тростью во имя Иоанна Богослова, и он, окаянный, рассыплется в прах». Тогда Авраамий понял, что перед ним был сам Иоанн Богослов. Он сделал все, как велел ему святой, а после на месте, где встретил его, поставил храм во имя Иоанна Богослова.
    Возможно, храм был сожжен в Смутное время и разоренное село некоторое время существовало без церкви − в некоторых документах середины XVII века оно обозначено как деревня Богословская (то есть поселение без своего храма). Новый и сохранившийся доныне храм был построен лишь в конце XVII века. Но такой возраст для деревянного здания огромен, и тем более ценен и уникален этот храм.
    Нынешнее здание церкви Иоанна Богослова на Ишне − ярусный храм с одной главой, на высоком подклете, обведенный с двух сторон галереей. Прежде с южной стороны тоже была галерея, но она не сохранилась, и на стене видны только ее следы. На прирубах с востока и запада (восточный − алтарная часть, западный − вход в храм) установлены большие фигурные кровли-«бочки», покрытые лемехом. Вообще храм на Ишне − образец самых разнообразных украшений, которые зодчие могли придумать для деревянного храма. Снаружи он кажется строгим и гладким, а внутри поражает богатым убранством. Здесь и «елочка», и коньки на крыше, и резные деревянные колонки и другие декоративные детали. В храме сохранилась даже деревянная дверь из толстых досок, с очень интересным замком. Главной ценностью храма был уникальные царские врата иконостаса, работы XVI века, датированные 1562 годом. Сейчас эти врата переданы в Ростовский музей.
    Сам иконостас тоже заслуживает внимания. Он тябловый, был весь расписан орнаментом, и в нем содержатся иконы XVI-XVIII веков. 
    Колокольня храма – позднейшая, построенная в XIX веке и соединенная с галереей переходом. Возможно, что южная часть галереи была разобрана в то же время, из-за чего высокий храм начал слегка крениться набок. По периметру храм обнесен невысокой оградой с кирпичными столбиками.
    Храм был открыт вплоть до революции, его живописные окрестности привлекали художников. Известно, что здесь писал некоторые свои полотна В.В.Верещагин. В 1913 году, будучи проездом в Ростове, храм на Ишне посетила семья Николая II.
Сейчас храм Иоанна Богослова на Ишне не действует, он передан музею и тщательно оберегается − рядом с храмом запрещено курить и тем более разводить открытый огонь. Высокий стройный деревянный храм хорошо виден с трассы, а при подходе к нему производит поистине грандиозное впечатление.

Адрес: Ростовский р-н, с. Ишня (с.Богослово)
Ростовский Борисоглебский монастырь

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский  и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Южная стена монастыря
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Церковь Иоанна Златоуста Годеново

ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ

Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России — нашел свою обитель в Храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль-Залесский. Храм входит в подворье Никольского монастыря, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.

…Сначала пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны». Затем, подойдя поближе, заметили будто висящий в воздухе Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. И услышали они голос, который велел им на этом месте построить Храм — «дом Божий»…

Удивительна и чудесна история Животворящего Креста. Он уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы — без малого шесть столетий — Животворящий Крест даровал людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме. Чтобы поклониться Святыне и попросить ее помощи, паломники едут сегодня в Годеново со всей страны.

 
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ О РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ. (YouTube)
 
 
 
 
 
 
заказать

телефон

Адрес: 152151, Россия,
Ярославская область,
г. Ростов-Великий,
улица Варницкое шоссе дом 8
Телефон:
+7(48536)9-21-69, 9-21-85,
+7(915)978-84-61, +7(980)705-25-22
Время работы: с 8:00-17:00 часов.
Закажите свой сайт !
Дизайгн студия Александра ЛожкинаДизайн студия Александра Ложкина
ОБРАТНЫЙ ВЫЗОВ
логотип